Вячеслав Константинович Ткачев, директор по производству компании «Вектор-Бест», является почетным жителем наукограда. Несмотря на то, что территориально в последние годы он живёт и работает в Академгородке, вся его жизнь и деятельность связана с Кольцово.
«Байкалу — нет! Кольцово — да!»
Вячеслав Константинович родом из Владимира, учился в Москве на биологическом факультете МГУ. Будучи студентом 5 курса университета, молодой специалист уже получил распределение и должен был ехать в Иркутскую область, где ему предстояло организовать экологическую лабораторию и изучать влияние окружающей среды на озеро Байкал.
Казалось, судьба была предопределена, если бы не вмешался господин случай. В университет приехала Тамара Николаевна Шубина, которая в то время была ученым секретарем научно-исследовательского института молекулярной биологии (ВНИИ МБ) «Вектора». Для нее организовали встречу со старшекурсниками, на которой она рассказывала о «Векторе» и приглашала желающих поехать работать в Кольцово.
— Я учился в университете на отделении классической биологии. Специализация у меня была, на мой взгляд, не очень подходящая для работы в «Векторе», — вспоминает Вячеслав Константинович, — не вирусология или микробиология, не молекулярная биология, а зоология и ботаника.
На тот момент у Вячеслава Константиновича уже была семья, маленький ребенок, поэтому условия, которые предложили молодому специалисту — достойно оплачиваемая работа и квартира для молодой семьи, стали решающим фактором в пользу переезда в Кольцово. Кроме того, Тамара Николаевна даже взяла на себя ответственность урегулировать вопрос уже подписанного договора молодого специалиста с другим учреждением.
В августе 1986 года Вячеслав Константинович впервые приехал в Кольцово. Семья оставалась в Москве, пока глава семейства подготавливал место для переезда. Сначала обещанной квартиры молодой специалист не получил: выделили комнату в двухкомнатной квартире с подселением, где размещались две семьи. Но молодого ученого это не огорчило. Он полюбил Кольцово еще до того момента, как увидел в окружении леса несколько многоквартирных домов с уютными дворами и бассейнами под открытым небом, где с восторженными визгами купались дети. Вячеслав Константинович влюбился в эти края еще по дороге из Академгородка: сидя в автобусе, он любовался полями цветущих подсолнухов, контрастом ярких желтых цветов и синего неба.
— Это зрелище было совершенно потрясающее! Да и сам Кольцово даже в то время выделялся на общем российском фоне своим благоустройством, внешним видом, производил очень приятное впечатление. Несколько многоэтажек, вокруг лес. Я помню, что у меня как-то не сразу получилось встретиться с комендантом, который выдавал ключи от квартиры. Мне пришлось ее ждать, и я в процессе ожидания перешел через дорогу в лесочек, тут же нашел белые грибы. Это было совершенно чудесно!
Вячеслава Константиновича вдохновляла особая атмосфера в Кольцово:
— Изначально здесь жили и работали в основном работники «Вектора». Все друг друга знали, дружили, вместе встречали праздники, ходили друг к другу в гости, жили как одна большая семья.
Были, конечно, и некоторые сложности. В Кольцово было два детских сада, но не было свободных мест. Поэтому молодой семье пришлось найти няню. Кругом было много молодежи, много детей, мамочек, которые сидели со своими детьми и еще присматривали за чужими. Несмотря на временные бытовые трудности, семья Ткачевых с энтузиазмом окунулась в науку.
«Вектор»
Вячеслав Константинович начинал свою трудовую деятельность в лаборатории электронной микроскопии (отдел 4.4):
— Это была интересная специфическая работа. Мы взаимодействовали с несколькими научными группами «Вектора», работавшими с различными вирусами. Изучали морфологию самих вирусов, различные аспекты развития инфекции в организме лабораторных животных: какие органы и клетки являются мишенями для вирусной атаки, какие изменения в органах и тканях при этом происходят, как формируются новые вирусные частицы внутри пораженной клетки и так далее. Всё это позволяет увидеть электронный микроскоп, который дает увеличение изображения в сотни тысяч раз, делая видимым невидимое.
В архиве Вячеслава Константиновича есть снимки разных вирусов, в том числе вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Эти фотографии напоминают ему о времени, когда на «Векторе» начинали изучать этот новый вирус, пытаясь культивировать его на клеточных культурах, о времени, когда ставшие привычными сегодня слова «ВИЧ», «СПИД» вызывали панический ужас и страх.
В конце 1980-х годов в СССР появились первые случаи заражения ВИЧ-инфекцией. В Элисте, столице Калмыцкой АССР, в 1988 году произошла первая в Советском Союзе массовая вспышка ВИЧ-инфекции. Жертвами ее стали сразу несколько десятков детей. На уровне правительства было принято решение срочно организовать в стране производство тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции. В «Векторе» в начале 1989 года был создан цех 10.01, которому была поставлена задача в короткие сроки наладить производство таких тест-систем.
— Человек может и не подозревать, что у него есть ВИЧ-инфекция, и распространять ее, так как на первых порах практически нет специфических симптомов. Поэтому ключевой момент в борьбе с ВИЧ-инфекцией — как можно более раннее выявление носителей вируса.
Цех 10.01 было поручено возглавить Сергею Алексеевичу Зайцеву, он привел с собой коллег из отдела 4.4, в том числе Мурата Даукеновича Хусаинова. Они и составили основной костяк коллектива, к которому несколько позже присоединился и Вячеслав Константинович Ткачев.
«Вектор-Бест»
В апреле 1992 года произошло выделение цеха 10.01 в самостоятельное предприятие — АОЗТ «Вектор-Бест». Сергей Алексеевич Зайцев стал первым генеральным директором. К этому времени занимаемая площадь выросла с нескольких комнат на 36-м корпусе «Вектора» до целого этажа, коллектив — с 30 сотрудников до 70. В этом же году к коллективу присоединился Вячеслав Константинович в должности микробиолога производственно-испытательной лаборатории, которую через год с небольшим возглавил, а в 1998 году стал директором по производству, сменив на этом посту Мурата Даукеновича Хусаинова, ставшего генеральным директором компании.
Работая в лаборатории, Вячеслав Константинович занимался разработкой новых тест-систем. В частности, под его руководством была разработана и внедрена в производство первая в России иммуноферментная тест-система для диагностики сифилиса с использованием рекомбинантных белков. Такие тест-системы со временем заменили традиционно использовавшуюся до этого реакцию Вассермана, существенно улучшив качество диагностики данного заболевания.
— «Вектор-Бест» рос быстрыми темпами, номенклатура производимых для нужд здравоохранения иммуноферментных тест-систем постоянно расширялась. Постепенно добавлялись новые направления деятельности. Так, в 1996 году в компании появился отдел разработки и производства реагентов для клинической биохимии. А с 2008 года началось производство наборов реагентов для ПЦР-диагностики по уникальной, разработанной в компании технологии.
В 2018 году Вячеслав Константинович с еще четырьмя коллегами был удостоен Государственной премии Новосибирской области за разработку и внедрение в производство наборов реагентов для диагностики широкого спектра инфекционных заболеваний человека методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).
На сегодняшний день АО «Вектор-Бест» является крупнейшей российской компанией в области разработки и производства реагентов для лабораторной диагностики заболеваний человека и животных. В каталоге компании более тысячи наименований продукции. Производственные площадки расположены не только в Кольцово, но и в Академгородке. Тем не менее «Вектор-Бест» по-прежнему остается кольцовским предприятием, активно участвующим в жизни наукограда.
Краски жизни
Вячеслав Константинович в свободное время любит рисовать. И это неслучайно, у Ткачевых это в крови. Брат Юрий Константинович — известный владимирский художник, член Союза художников России. В ближайшее время Вячеслав Константинович планирует посетить его персональную выставку во Владимире, приуроченную к 70-летию художника.
— Любовь к рисованию у меня была всегда. Когда дети были маленькие, рисовал вместе с ними. С дочкой Аней ходил на мастер-классы, которые организовывал Геннадий Майстренко, прекрасный художник, живший в Кольцово. Сын Илья окончил художественную школу.
Вячеслав Константинович и сейчас находит время, чтобы взяться за краски. На работе он периодически организует мастер-классы по масляной живописи, пригласив в качестве наставника талантливого художника-любителя из Академгородка Наталью Воронкову.
— Такие занятия позволяют не только погрузиться в мир живописи, почувствовать себя художником, развить соответствующие навыки, но и провести вечернее время в прекрасной компании.
Внутреннее состояние художника неизменно отражается в картинах. Вячеслав Константинович говорит, что характер человека проявляется в размере мазка, насыщенности цвета. Также он признается, что ему приходится бороться со своей натурой руководителя, который вникает в мельчайшие детали и для которого важна тщательная прорисовка. Хотя ему близок импрессионизм, которому присуща легкая размытость, где акцент делается в первую очередь на ощущениях, которые должна давать картина.
— Поэтому борюсь с собой, отучаю себя от контроля, где нужно уделить внимание всем нюансам и деталям, стараюсь следовать душевным порывам.
Мечтает Вячеслав Константинович о том времени, когда он сможет посвятить себя своему любимому хобби. И жители наукограда, возможно, увидят его картину, ту самую, которую он впервые увидел по дороге в Кольцово: цветущие поля подсолнухов, контраст ярких желтых цветов и синего неба.







